Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://dspace.nlu.edu.ua//jspui/handle/123456789/8109
Название: | Міжнародно-правові основи боротьби з корупцією |
Другие названия: | Международно-правовые основы борьбы с коррупцией International legal grounds of the corruption fight |
Авторы: | Гарбазей, Д.О. |
Ключевые слова: | корупція криміналізація «м’яке» право недоліки та переваги правове регулювання превентивні заходи склад злочину суб’єкт злочину коррупция «мягкое» право недостатки и преимущества превентивные меры состав преступления субъект преступления corruption criminalization «soft» law advantages and disadvantages legal regulation preventive measures composition of crime perpetrator |
Дата публикации: | 2015 |
Библиографическое описание: | Гарбазей Д. О. Міжнародно-правові основи боротьби з корупцією : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / Д. О. Гарбазей ; кер. роботи Т. Л. Сироїд ; Харків. нац. ун-т внутр. справ, Нац. юрид. ун-т ім. Ярослава Мудрого. – Харків, 2015. – 22 с. |
Аннотация: | Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук за спеціальністю 12.00.11 – міжнародне право. – Національний юридичний університет імені Ярослава Мудрого Міністерства освіти і науки України, Харків, 2015.
Дисертація присвячена комплексному дослідженню міжнародних договорів універсального (ООН), регіонального (ОЕСР, ЄС, ОАД, АС, РЄ) та субрегіонального (САДК, ЕКОВАС, SEAPAC) рівнів у сфері боротьби з корупцією. Акцентовано увагу на значенні прийнятих у рамках міжнародних міждержавних організацій правовим актам, що містять норми рекомендаційного характеру щодо протидії корупції.
Охарактеризовано склад корупційних злочинів, зокрема: одержання неправомірної вигоди, надання неправомірної переваги, незаконне збагачення, зловживання службовим становищем, розкрадання, неправомірне привласнення або інше нецільове використання майна державною посадовою особою та розкрадання майна в приватному секторі, відмивання доходів, отриманих від правопорушень, пов’язаних із корупцією. Запропоновано, з відповідною аргументацією, внесення змін до понятійного апарату міжнародних договорів, способу викладення норм щодо криміналізації корупційних діянь. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.11 – международное право. – Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого, Министерство образования и науки Украины. – Харьков, 2015. Диссертация посвящена комплексному исследованию международно-правовых договоров по борьбе с коррупцией универсального (ООН), регионального (ОЭСР, ЕС, ОАГ, АС, СЕ) и субрегионального (САДК, ЭКОВАС, SEAPAC) уровня. Акцентировано внимание на значении принятых в рамках международных межправительственных организаций правовых актов рекомендательного характера (резолюции, рекомендации) в сфере предупреждения и борьбы с коррупцией. Отмечено, что каждый международный договор имеет свои ключевые особенности, присущие определенному региону его принятия и реализации. Так, Межамериканская конвенция против коррупции 1996 г. трактует субъект коррупционных преступлений только как государственных служащих, вследствие чего нормы конвенции предусматривают борьбу с коррупцией в сфере государственного управления. Соответственно, количество преступлений, признанных таковыми, достаточно ограничено (взяточничество, мошенничество, злоупотребление властью). Для международных договоров европейского континента (ЕС, СЕ, ОЭСР) характерна направленность на борьбу со взяточничеством как главным проявлением коррупции и отсутствие положений о превентивных мерах в тексте договоров (такие положения закреплены в актах рекомендательного характера (резолюции, рекомендации). Международные договоры регионального и субрегионального уровня, принятые в рамках Африканского союза, Сообщества развития Юга Африки, Экономического сообщества западноафриканских государств, имеют уникальное сочетание черт двух правовых систем мира. Поэтому, как результат, в тесте договоров отражены нормы, заимствованные из Межамериканской конвенции против коррупции 1996 г. (положение о незаконном обогащении, превентивных мерах, использование терминов «должностное лицо», «предмет неправомерной выгоды») и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (взяточничество в частном секторе, злоупотребление влиянием, легализация доходов и другие). Констатировано, что Азиатско-Тихоокеанский регион остается единственным, который не имеет своего регионального договора по борьбе с коррупцией. Основные идеи и принципы противодействия коррупции страны Азии и Тихого океана позаимствовали из Конвенции ООН против коррупции 2003 г., Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенции о борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций 1997 г. Как результат, сделаны выводы и рекомендации, направленные на усовершенствование положений указанных международных актов. Проведен анализ составов коррупционных преступлений, предусмотренных международными договорами, в частности: получение неправомерной выгоды, предоставление неправомерного преимущества, незаконное обогащение, злоупотребление служебным положением, хищение, неправомерное присвоение или другое нецелевое использование имущества государственным должностным лицом и в частном секторе, легализации средств, полученных преступным путем. Сделаны выводы о том, что для международных договоров в сфере противодействия коррупции характерно закрепление широкого круга противоправных деяний, связанных с коррупцией. Как результат, практически все составы коррупционных преступлений являются сложными (два и более непосредственных объекта, два или более действий, образующих объективную сторону состава преступления, различные способы совершения преступления или наступления различных последствий). Практически все коррупционные деяния являются преступлениями с формальным составом, исключение составляют хищение имущества должностным лицом и злоупотребление служебным положением. Акцентировано внимание на том, что среди наиболее характерных особенностей международных договоров по борьбе коррупцией стоит выделить невозможность однозначного толкования термина «субъект преступления», отсутствие положений относительно определения «предмета преступления». Доказано, что наиболее распространенным проявлением коррупции является подкуп как в государственном, так и частном секторах. При этом наиболее широкий круг актов активного и пассивного подкупа закреплен Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. В то же, время для большинства международных договоров по борьбе с коррупцией, характерно отсутствие положений о превентивных мерах или не обязательность их имплементации, что предопределяет их целенаправленность на осуществление мероприятий именно в части борьбы с коррупцией и криминализации соответствующих коррупционных деяний. Сформулированы научно обоснованные предложения, направленные на совершенствование норм международного уголовного права в сфере борьбы с коррупцией и повышение эффективности имплементации международных норм в национальное законодательство. |
Описание: | Thesis for obtaining a scientific degree of Candidate of the Sciences (Law) on the specialty 12.00.11 – International law. – Yaroslav Mudryi National Law University of the Ministry of Education and Science of Ukraine, Kharkiv, 2015. The thesis is dedicated to the complex investigation of international contracts of the universal (UN), regional (OECD, EU, OAS, AU, COE) and sub-regional (SADC, ECOWAS, SEAPAC) levels in the sphere of the fight against corruption. It was focused on the importance of the legal acts that were accepted within international interstate organizations and include norms of advisory nature as for corruption struggle. It was characterized the composition of corruption crimes in particular –undue benefit obtaining, undue advantage providing, illegal enrichment, official position abuse, despoliation, illegal appropriation and other inappropriate usage of the property by state officers and property despoliation in the private sector, money laundering that has been received from the delinquency connected with corruption. It was suggested (with appropriate reasoning) the amendments to the conceptual apparatus of the international contracts and to the way of warding of corruption criminalization. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | https://dspace.nlu.edu.ua/handle/123456789/8109 |
Располагается в коллекциях: | 12.00.11 – Міжнародне право |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
Garbasey_2015.pdf | 315.52 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.