Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал:
https://dspace.nlu.edu.ua//jspui/handle/123456789/7524
Назва: | Міжособистісна взаємодія в колективі як фактор інноваційного розвитку бібліотек |
Інші назви: | Межличностное взаимодействие в коллективе как фактор инновационного развития библиотек Interlibrary interaction in collective as factor of the libraries innovation development |
Автори: | Петрухно, Ю.Є. |
Ключові слова: | бібліотечний колектив міжособистісна взаємодія бібліотечна професійна етика інновації библиотечный коллектив межличностное взаимодействие библиотечная профессиональная этика инновации library collective interpersonal interaction library professional ethic innovations |
Дата публікації: | 2009 |
Бібліографічний опис: | Петрухно Ю. Є. Міжособистісна взаємодія в колективі як фактор інноваційного розвитку бібліотек : автореф. дис. … канд. наук з соц. комунікацій : 27.00.03 / Юлія Євгенівна Петрухно ; Харків. держ. акад. культури. – Харків, 2009. – 20 с. |
Короткий огляд (реферат): | Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата наук з соціальних комунікацій за спеціальністю 27.00.03 – книгознавство, бібліотекознавство, бібліографознавство – Харківська державна академія культури, Харків, 2009.
У дисертації розроблено теоретичні засади комунікаційної єдності колективу як необхідної умови інноваційного розвитку бібліотечних установ та елементу кадрового менеджменту в бібліотеках. Досліджено умови комунікаційного середовища бібліотек, де мають створюватися сприятливі обставини для результативної праці персоналу бібліотеки, а також якісного управління їхньою діяльністю. Висвітлено особливості міжособистісної взаємодії, встановлено фактори впливу на якість міжособистісної взаємодії. Доведено, що комунікаційна єдність є результатом спільних уявлень співробітників бібліотеки про мету, зміст, характер, засоби здійснення загальної діяльності, а також використання завдань на різних ланках бібліотечної організації. Сформульовано види і властивості комунікації, а на основі опитування створено комунікограми, за допомогою яких можна виявляти типові ситуації у бібліотечних комунікаціях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук по социальным коммуникациям, специальность 27.00.03 – книговедение, библиотековедение, библиографоведение. – Харьковская государственная академия культуры, Харьков, 2009. В диссертации разработаны теоретические основы коммуникативного единства коллектива как необходимого условия инновационного развития библиотечных учреждений и элемента кадрового менеджмента в библиотеках. В частности, исследованию подлежали требования к современным специалистам, которые работают в условиях профессионально-деятельностной среды библиотек, где должна быть создана благоприятная обстановка для результативной работы персонала библиотеки, а также качественного управления их деятельностью. Библиотечный коллектив рассматривается как многофункциональный коллектив, состоящий из малых групп. Выделяют три уровня общения: социально-ролевой, деловой и личностный, но в данной работе изучался именно деловой уровень общения. В исследовании основное внимание уделяется конкретным механизмам внедрения инноваций, которые, хотя и освещаются учеными, но не касаются проблем межличностного взаимодействия как основы развития библиотек в указанном направлении. Взаимодействие в коллективе может стать межличностным в том случае, если оно представляет собой непосредственные контакты в едином пространстве, а также в случаях, когда происходит личностно-ориентированное общение с учетом индивидуальных характеристик партнеров. Изучение особенностей межличностных взаимодействий в современном коллективе библиотеки основано на актуализации целого ряда научных знаний, поэтому при анализе существующих концепций и парадигм очень важно использовать новые, оригинальные подходы к управлению этими процессами. А поведение членов коллектива должно соответствовать сформированным в нем ценностям и стандартам деятельности. Межличностное взаимодействие характеризуется следующими особенностями: во-первых, оно обусловлено социально-психологическим климатом в библиотечной организации; во-вторых, коммуникация, будучи комплексом взаимодействий, имеет конкретное наполнение в аспекте требований к единству коллектива и может быть институализирована в пользу управления процессами инноватики и развития библиотек. Для подтверждения тезиса о том, что главными механизмами обеспечения комфортного межличностного пространства являются взаимопонимание, координирование и согласование интересов всех участников, использован методологический инструментарий социогуманитарного знания (нефиксированное наблюдение, анкетирование, анализ статистики увольнений, экспертный опрос, эксперимент). Основные положения работы строятся на понимании того, что социальная коммуникация является институализированной, то есть определенным образом организационно упорядоченной формой общения людей. Процесс коммуникации представляет собой обмен между людьми информацией, идеями, знаниями, который может проходить на интеллектуальном и эмоциональном уровнях. Что касается специфики коммуникации в библиотеке, то она представляет собой обмен сообщениями для достижения взаимопонимания в ее среде, обмена и общения с другими библиотеками и внешним миром. Доказано, что в качестве важного фактора инновационного развития библиотеки можно рассматривать инновационный климат, который является первоочередным условием раскрытия творческого потенциала персонала библиотеки и коммуникационного единства библиотечного коллектива. Высказывается предостережение относительно негативных последствий нововведений, обусловленных недооцениванием социально-коммуникативных факторов, успешность которых в значительной мере зависит от трудовых установок личности на творчество, качество выполненной работы, самостоятельность и ответственность, а также обеспечиваются конвенциальные стандарты. |
Опис: | Dissertation presented for a candidate social communication degree on speciality 27.00.03 – book science, library science, bibliography science. – Kharkiv State Academy of Culture, Kharkiv, 2009. The dissertation substanttiates the introducing of the certain changes connected with revision of the near past orientations of the libraries and forward them to the innovation development. In particularly, the investigation has been conducted as to the demands to the modern specialists working under circumstances of the professional surroundings as concerned their activity at the library. There should be created favourable conditions in order the work of the library stuff will be effective and managment of their work will be of high quality. The forms and characteristics of the communication have been fomulated and the comucniogramms are formed as the result of the questening with the help of which the typical situations at the library communications can be revealed. It is proved that innovation climate can be considered as the important factor of the library innovation development being the main factor of the creative potential disclosure. |
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): | https://dspace.nlu.edu.ua/handle/123456789/7524 |
Розташовується у зібраннях: | 27.00.03 – Книгознавство, бібліотекознавство, бібліографознавство |
Файли цього матеріалу:
Файл | Опис | Розмір | Формат | |
---|---|---|---|---|
Petruhno_2009_avtoref.pdf | 10.34 MB | Adobe PDF | Переглянути/Відкрити |
Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.